Online video hd

Официальный сайт jhealth 24/7/365

Поиск по сайту
Опрос

Подписка на новости

За пределами Солнечной системы обнаружена вода

За пределами Солнечной системы обнаружена водаПри помощи мощного телескопа Спитцер астрономы НАСА обнаружили водяные пары в атмосфере гигантской планеты HD 189733b за пределами Солнечной системы.

Открытие было сделано случайно - когда планета проходила по орбите таким образом, что ее можно было увидеть наблюдателю с земной орбиты, то астрономы зафиксировали незначительные испарения, выходящие за пределы атмосферы планеты. При более детальном анализе оказалось, что эти испарения являются парами воды. Звезда эта находится в созвездии Лисичка на удалении в 64 световых года от Земли.

И хотя вода - один из главных элементов для появления жизни, в случае с HD 189733b говорить об этом бессмысленно: эта планета слишком горяча. Ее орбита чрезвычайно близка к "материнской" звезде, в 30 с лишним раз ближе, чем земная орбита к Солнцу, поэтому днем поверхность планеты разогревается до 930 градусов по Цельсию, а ночью до 425 градусов. Планеты такого типа называют "горячими Юпитерами", поэтому твердой поверхности, аналогичной земной, у них нет, есть лишь более разряженные слои газа и слои, находящиеся под огромным давлением ближе к центру планеты. Масса HD 189733b в 1,15 раз больше массы Юпитера, период обращения вокруг звезды составляет 2,2 земных суток.

Хотя HD 189733b далеко до того чтобы считаться обитаемой - условия на ней весьма враждебны, - наше открытие свидетельствует, что вода может быть более распространена в космосе, чем принято считать, - говорит доктор Тинелли из лондонского Университетского колледжа. - В будущем при помощи нашего метода можно будет обследовать более дружелюбные по отношению к жизни миры".

Открытие, о котором сообщает журнал Nature, - это второй случай в истории науки, когда вода обнаружена на экзопланете, то есть планете за пределами нашей Солнечной системы.

Другая команда астрономов - из Соединенных Штатов - в начале этого года обнаружила водяные пары в атмосфере еще одного "горячего Юпитера", планеты под названием HD 209458b, которая находится в созвездии Пегаса на расстоянии 150 световых лет от Земли. Она представляет собой газообразное небесное тело типа Юпитера.

Развитие науки, по мнению ученых, позволит в перспективе обнаружить воду непосредственными спектральными наблюдениями на планетах, расположенных в иных системах и аналогичных по физическим и орбитальным параметрам Земле.

Первая планета, претендующая на звание "двойника Земли", уже была обнаружена. В созвездии Водолея ученые обнаружили планету, которая всего в семь раз тяжелее Земли. Новая планета отличается от всех небесных тел, что были найдены ранее. Ее размер всего в два раза больше, чем у Земли, и она, скорее всего, состоит из твердых пород. Именно на такую находку надеялись те, кто верит в существование жизни на других планетах Вселенной.

Впрочем, новая "супер-земля", как ее успели прозвать, обращается вокруг звезды всего лишь за два дня. На основании этого астрономы подсчитали, что она находится от своего солнца на очень небольшом расстоянии - в восемь раз дальше, чем Луна находится от Земли. Поэтому температура на поверхности новой планеты составляет примерно 400 градусов по Цельсию, и это практически исключает возможность появления там чего-либо живого. Тем не менее, впервые появились доказательства существования планеты из твердых пород, вращающейся вокруг нормальной звезды.

Также астрономы недавно обнаружили другую планету, напоминающую Землю по размерам, - самую малую из всех подобных небесных тел, обнаруженных за пределами Солнечной системы. Специалисты называют такие планеты "землеподобные". Открытая планета (получившая имя OGLE-2005-BLG-390Lb) обращается вокруг красного карлика в 25 тысячах световых лет от нас в направлении к центру нашей галактики, Млечного пути.

С Землей планету OGLE-2005-BLG-390Lb роднит не только схожий размер (она всего в 10 раз тяжелее), но и то обстоятельство, что она, вероятно, имеет тонкую атмосферу. Правда, год на этой планете длится 10 земных лет, то есть ее орбита очень велика, а это - в сочетании с относительной холодностью красного карлика - приводит к тому, что температуры в этом мире должны быть экстремально низкими. Исследователи полагают, что поверхность планеты не нагревается более чем до -220 градусов по Цельсию, то есть она, возможно, покрыта слоем замершей жидкости, следовательно, и напоминает более массивный аналог Плутона. А это, подчеркивают астрономы, практически лишает нас надежды на то, что на OGLE-2005-BLG-390Lb может существовать жизнь.

Тем не менее, специалистов подобное открытие не может не радовать. "Это самая землеподобная планета из всех, что мы открыли до сих пор, в смысле массы и удаленности от звезды, вокруг которой она обращается, - объяснил ученый. - Большинство других обнаруженных планет либо намного более велики, либо намного более горячи, либо и то и другое".

Все эти открытия позволяют сделать вывод, что астрономы уверенно идут по пути открытия схожей с Землей планеты, на которой могла бы зародиться жизнь. Было открыто несколько планет, на которых найдена вода, планета, состоящая из твердых пород, и, наконец, планета, имеющая атмосферу. Астрономы надеются, что в будущем им предстоит открыть планету, которая сочетает в себе все эти качества. И на которой может существовать жизнь.

Поиск по штрих-коду