АкваЭксперт.Ру

Аналитика
Подписка на новости
ВисмаЛюкс - доставка питьевой воды Архыз

Стеллажи для бутылей
Опрос
    Где Вы планируете провести отпуск?
    Дома на диване
    [6]

    В деревне/на даче
    [16]

    На российском курорте
    [61]

    На курорте в СНГ
    [12]

    На европейском курорте
    [13]

    Турци, Египет
    [14]

    В далёкой экзотической стране
    [7]

    У меня нет отпуска
    [28]


Вода в законе

Создать Землю, обеспечить е минералами, лесами и водами оказалось для природы делом в общем-то не очень хитрым. Куда сложнее, соблюдая жесткие рамки Регламента и требования Правового управления Госдумы, растолковать людям, каким образом и не нарушая законов этим наследием пользоваться.

Подобная задача тем более сложна, что многие наши законы пишутся как бы заново, на ровном месте. Всего десять лет прошло с того времени, когда был принят Водный кодекс, отвечающий реалиям новой демократической России. И вот Правительство РФ представило депутатам не какие-нибудь дополнения с изменениями, а совершенно новую его редакцию.

Отвечая на вопрос, не лучше ли было бы усовершенствовать то, что имеем, официальный представитель Правительства РФ, заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов сослался на появление нового Земельного кодекса и выявившиеся законодательные несогласованности в его отношениях с действующим Водным кодексом. Поэтому в депутатских дискуссиях по этим проблемам вполне был уместен научно-исследовательский и даже философский подход к обсуждаемой проблеме.

Может ли считаться коммерческим продуктом вода? Задав себе этот вопрос, депутат Сергей Попов напомнил, что согласно нашей Конституции природные ресурсы используются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9). Он процитировал директиву Европарламента, которая в качестве первого принципа утверждает, что вода отличается от других коммерческих продуктов и является скорее наследием, требующим охраны и соответствующего обращения. И представляется совершенно очевидным, что отношение частного лица и государства по водопользованию, как и отношения по пользованию воздухом, не могут носить характера коммерческой сделки.

Свой взгляд на состояние, скажем так, теории закона изложила в содокладе председатель думского Комитета по природным ресурсам и природопользованию Наталья Комарова . По ее мнению, необходимо сохранить традиционно применяемую терминологию. Большое значение имеет юридическое определение водного объекта как единой природной экосистемы, состоящей из воды и земель, на которых она сосредоточена. Необходимо более точно в будущем кодексе отразить единство воды и земель, ибо расплывчатая формулировка может повлечь серьезные правовые последствия.

Но вернемся к докладу Правительства, представленного Андреем Шароновым. Сообщая концепцию законопроекта, он обратил внимание депутатов на три главных его момента.

Во-первых, предложено по-новому решать в кодексе вопросы собственности на некоторые водные объекты. Преимущественно федеральная собственность на водные объекты в целом сохранена. Но для обособленных водных объектов она устанавливается по признаку собственности на землю. Такие объекты могут находиться как в федеральной, региональной, муниципальной, так и в частной собственности. При этом в черте населенных пунктов в частных руках не может оказаться обособленный водный объект площадью более 3000 кв. метров. Им может владеть только муниципалитет.

Во-вторых, законопроект предлагает установить три вида водопользования. Общее водопользование открывает доступ к водному объекту всем желающим - хоть искупаться, хоть рыбку удочкой половить, о ч м сказано в ст. 12 новой редакции кодекса. Особое водопользование обеспечит госнужды в целях обороны, охраны природных территорий, сохранения и воспроизводства водных биоресурсов. Распоряжаться этой сферой будет Правительство РФ.

Ну а третий вид - специальное водопользование. Это нужды промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, сельского хозяйства и т.д. Примечательно, что полный перечень видов специального водопользования впервые представлен непосредственно в новом кодексе и не будет зависеть от неких подзаконных актов.

Обратил внимание Андрей Шаронов также на то, что новая редакция кодекса предполагает установление преимущественно договорных отношений водопользования. В случае нехватки воды у одного из водопользователей не нужно будет ждать решения Центра - сами водопользователи смогут оперативно перераспределять лимиты водозабора.

Порядок определения границ и режим водоохранных зон, прибрежных защитных полос также будут установлены нормами прямого действия в самом кодексе. Нормативы содержания загрязняющих веществ в водных объектах будет регулировать Правительство, а не ведомства своими актами, как это происходит сейчас. Для того чтобы новые правоотношения не внесли сумятицу в практику водопользования, проект закона "О введении в действие Водного кодекса" предполагает переходный период, в течение которого будут сохранены права водопользователей на весь срок действия их лицензий. В этот же срок должен быть приведен в соответствие с новым Водным кодексом целый ряд федеральных законов.

Многих депутатов обеспокоили, по их мнению, сужающиеся возможности регионов в управлении так называемыми проточными водными объектами, находящимися в федеральной собственности. Новый кодекс предполагает создание бассейновых советов, призванных координировать усилия всех примыкающих к таким объектам территорий. Но их создание носит рекомендательный характер. И понятно, что скорее всего они будут сформированы при крупных водных системах типа Волги, Енисея и т.д. В то же время есть немало средних и даже крупных рек, которые выпадут из-под влияния предполагаемых бассейновых советов. Многих волнуют статус и режим водоохранных зон. На слуху скандалы, связанные с незаконным строительством в таких зонах дач. Рабочая группа депутатов и экспертов предложила перейти от запретов деятельности в пределах зон защиты водных объектов к введению экологических требований и ограничений. То есть предполагается разрешить вести хозяйственную деятельность, но при соблюдении жестких ограничений, указанных в законе.

Должна быть решена и проблема границ земельного фонда, относящегося к водному объекту. Есть намерение сократить их до земель, непосредственно расположенных под водой. Но понравится ли такой подход экологам и природоохранителям?

Одним из шагов к становлению в России гражданского общества назвала Наталья Комарова возможность граждан и общественных организаций участвовать в решении вопросов, касающихся их прав на пользование водными объектами, их охране и восстановления. Ко второму чтению и эту проблему необходимо решить. Особое внимание - нормам, обеспечивающим предупреждение и ликвидацию последствий негативного воздействия вод. В связи с этим актуальна проблема критериев отнесения территорий к паводкоопасным.

Некоторые депутаты посчитали, что новый кодекс излишне усиливает роль государства, а значит, федерального чиновника, в регулировании водных отношений. По сути государство превращают в монопольного арендодателя, и любой арендатор-водопользователь неизбежно попадет в зависимость от чиновника. Ко всему прочему, налоговый механизм намерены заменить платой в соответствии с договором. Но всем хорошо известны трудности выколачивания средств по договорам, когда не помогают даже исполнительные судебные листы.

Особая проблема - сохранение традиционной среды обитания народов Севера и многих малых народностей. Многие из них генетически связаны с охотой и рыболовством, с возможностью добывать пропитание в водах рек, озер. Предложенный законопроект, полагает депутат Виталий Басыгысов, плохо учитывает их запросы и нужды.

Депутат Светлана Горячева высказала озабоченность недостаточной проработкой в законопроекте природоохранных мер и слишком частой сменой правил игры. По ее мнению, гораздо эффективнее было бы внести изменения в действующий кодекс, а не разрабатывать новый.

В общем, судя по замечаниям депутатов, работа над законопроектом, перед тем как представить его ко второму чтению, предстоит немаленькая. А в первом чтении депутаты его одобрили большинством в 330 голосов.

Поиск по сайту
Поиск по штрих-коду





© Информационно-аналитическое интернет-издание "АкваЭксперт.Ру". Свидетельство Эл. №ФС 77-20834 от 03.08.2005
© 2005-2006 АкваЭксперт.РУ. Все права защищены. При цитировании материалов издания наличие гиперссылки обязательно. Все упомянутые в данном издании торговые марки и товарные знаки принадлежат своим законным владельцам. Rambler's Top100   Watergeo.ru Каталог сайтов по очистке воды и водных ресурсов - Top-Water