Аналитика

Подписка на новости
|
Рынок минеральной и питьевой воды динамично развивается Производство минеральных вод более рентабельно, чем производство топлива. Российский рынок минеральной и питьевой воды является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов индустрии безалкогольных напитков. По данным, приводимым аналитиками компании Step-by-step, темпы роста рынка минеральной и питьевой воды в России на протяжении последних четырех лет держатся на уровне 20%, в 2004 году объем рынка составил 730 млн. долларов США. По результатам исследований компании “Бизнес Аналитика”, в 2004 году российский рынок минеральной и питьевой воды в натуральном выражении увеличился на 12%, без учета воды в кулерах.
Аудит розничной торговли, проведенный в 2004 году компанией “Бизнес Аналитика”, показал, что сегменты минеральной и столовой воды занимают в продажах примерно равные доли по стоимости . Доля минеральной воды составляет 47,6%, доля питьевой воды – 52,4%.
Наиболее крупными игроками на российском рынке минеральной и питьевой воды являются международные концерны The Pepsi Bottling Group (ТМ “Аква минерале”) и The Coca-Cola Company (ТМ “БонАква”). Так, согласно материалам исследований компании “Бизнес Аналитика”, в 2004 году суммарная доля двух этих гигантов мирового рынка безалкогольных напитков составила почти 30% в стоимостном выражении в 19 крупных городах, не считая Москвы, и 34% - в столице. Соответственно, “Аква минерале” и “БонАква” лидируют в списке основных марок. Как отмечают эксперты компании “Бизнес Аналитика”, в глазах российского потребителя торговые марки “Аква минерале” и “БонАква” образуют особую категорий продукции, которую производят высоко зарекомендовавшие себя компании – среднюю по цене (порядка 12-13 рублей за литр) и хорошо представленную в рознице. Между тем производители этих марок ведут активную конкурентную борьбу. В частности, практически одновременно был запущен выпуск воды “БонАква Плюс” с фруктовым вкусом и “Аква минерале Лайф” с витаминами и минеральными добавками.
Как показывают данные таблицы, ведущие игроки столичного рынка минеральной и питьевой воды и рынка 19 других крупных российских городов во многом схожи. Так, традиционные торговые марки и производители, знакомые россиянам с советских времен, занимают крепкие позиции, как в столичном рейтинге, так и в рейтинге нестоличных регионов. Это такие производители, как: GG& MW Co. N.V., Грузия (ТМ “Боржоми”), ЗАО “Висма”, г. Черкесск, Карачаево-Черкессия (ТМ “Архыз”, “Ессентуки”), ОАО “Нарзан”, г. Кисловодск, Ставропольский край (ТМ “Нарзан”).
Однако по позициям игроков в рейтинге, а также по их составу наблюдаются некоторые отличия. Так, в Москве третью, четвертую и пятую позиции в рейтинге занимают соответственно GG& MW Co. N.V. (ТМ “Боржоми”), Nestle Waters (ТМ “Святой источник”) и ЗАО “Кавминводы” (ТМ “Новотерская”), тогда как в 19-ти крупных нестоличных городах компания GG& MW Co. N.V. оказалась лишь на девятой позиции, а Nestle Waters и ЗАО “Кавминводы” не вошли в десятку ведущих производителей.
В свою очередь производители, занявшие третью (ОАО “Нарзан”, ТМ “Нарзан”), четвертую (ООО “Фирма “Меркурий””, ТМ “Меркурий”, “Биба”) и пятую (ООО “Аква”, ТМ “Раифский источник”) позиции в рейтинге по результатам исследования в 19-ти крупных российских городах, не считая Москвы, отсутствуют в десятке лидеров столичного рейтинга, за исключением ОАО “Нарзан”, занявшего шестую позицию.
Можно наблюдать разную степень концентрации московского рынка минеральной и питьевой воды и рынка 19-ти крупных нестоличных российских городов в руках ведущих производителей.
Так, если лидеры - The Pepsi Bottling Group и The Coca-Cola Company, контролируют примерно равные доли рынка в столице и нестоличных регионах (34,2 и 29,7% соответственно), то доля пяти ведущих производителей в нестоличных регионах уже заметно ниже, чем в Москве (44,0 и 61,6% соответственно), а десять ведущих производителей в нестоличных регионах контролируют существенно меньшую часть рынка, чем в Москве (59,5 против 79,6% соответственно).
Отмеченные различия во многом связаны с влиянием местных региональных производителей на рынках нестоличных регионов, продукция которых обычно дешевле, чем вода, производимая общенациональными лидерами. Влияние локальных производителей на рынках нестоличных регионов прослеживается и по лидерам рейтинга, где в первую десятку вошли ООО “Аква” (г. Казань, Татария), ПО УЗМВ “Волжанка” (Ульяновская область), ООО “Фирма “Лагуна”” (г. Самара), ОАО “Пикра” (г. Красноярск).
Характеризуя доли продукции минеральной и питьевой воды разных ценовых сегментов на российском рынке, необходимо отметить, что, по результатам исследований компании “Бизнес Аналитика”, основная доля принадлежит среднему ценовому сегменту (8 – 16 руб. за литр).
Так, в Москве минеральная и питьевая вода среднего ценового сегмента составляет 74,6% рынка, в 19-ти других крупных российских городах – 58,9%. Продукция среднего ценового сегмента представлена марками: “Аква минерале” (The Pepsi Bottling Group), “БонАква” (The Coca-Cola Company), “Святой источник” (Nestle Waters).
В распределении долей минеральной и питьевой воды низкого (менее 8 руб. за литр) и премиального (более 16 руб. за литр) ценовых сегментов на столичном рынке и рынке 19-ти нестоличных регионов наблюдаются некоторые различия. Так, если в нестоличных регионах доля продукции низкого сегмента составляет 32,2%, то на московском рынке – лишь 1,6%.
По мнению экспертов компании “Бизнес Аналитика”, высокий уровень предпочтений потребителей из нестоличных регионов минеральной и питьевой воде низкого ценового сегмента связан прежде всего с фактором благосостояния населения. В 2004 году основными представителями низкого ценового сегмента на рынке 19-ти нестоличных регионов являлись марки: “Раифский источник” (ООО “Аква”), “Волжанка” (УЗМВ “Волжанка”), "Горная поляна" (ООО “Горная поляна”), “Рамено” (ООО “Фирма “Лагуна””). На московском рынке – это марки: “Берегиня” (ООО “Профиль”), “Малышка” (ОАО “Зеленоградский источник”), “Старо-Мытищинская” (ООО “Напитки ОНЭКС”).
Доля минеральной и питьевой воды премиального сегмента на московском рынке, напротив, существенно превосходит долю соответствующего сегмента в нестоличных регионах (23,8% против 8,9%). Высокую долю продукции премиального ценового сегмента на московском рынке эксперты компании “Бизнес Аналитика” связывают с появлением значительного числа новинок, позиционируемых в рамках этого сегмента: Valser (The Coca-Cola Company), Panna (Panna S.p.A.), Valio (Valio Ltd.) и др. Основными представителями премиального ценового сегмента являются марки: “Боржоми” (GG&MW Co. N.V.), “Нарзан” (ОАО “Нарзан”), Evian (Danone), Perrier, Vittel (Perrier-Vittel M.T.).
Потребление минеральной и питьевой воды носит сезонный характер. В теплое время года интерес к минеральной и питьевой воде возрастает. По данным, приводимым компанией “Бизнес Аналитика”, в июле 2004 года продажи воды на московском рынке на 35% превысили средние годовые показатели.
Структура потребления россиянами минеральной и питьевой воды имеет следующий вид: наибольшая доля потребления принадлежит минеральной столовой воде - 66%, потребление очищенной воды составляет 28%, потребление лечебной воды – 6%
Среднедушевое потребление минеральной и питьевой воды в России остается невысоким – порядка 14 литров в год (данные за 2004 год). Для сравнения, в Германии, Испании, Франции, Италии этот показатель уже несколько лет превышает 100 литров на человека в год. Наибольшим предпочтением у россиян пользуется газированная вода, ее в 2004 году покупали 72,7% потребителей.
В качестве краткого резюме по итогам проведенного обзора необходимо отметить следующее:
- Российский рынок минеральной и питьевой воды является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов индустрии безалкогольных напитков, в 2004 году по отношению к показателям 2003 года объем этого рынка в натуральном выражении увеличился на 12%.
- Наиболее крупными игроками на российском рынке минеральной и питьевой воды являются международные концерны The Pepsi Bottling Group (ТМ “Аква минерале”) и The Coca-Cola Company (ТМ “БонАква”). По результатам исследований компании “Бизнес Аналитика”, в 2004 году суммарная доля этих двух компаний составила почти 30% в стоимостном выражении в 19 крупных российских городах, не считая столицы, и 34% - в Москве.
- Основная доля российского рынка минеральной и питьевой воды принадлежит среднему ценовому сегменту (8 – 16 руб. за литр). Распределение долей низкого и премиального сегментов различно в Москве и нестоличных регионах. Если в Москве доля продукции сегмента премиум существенно превышает долю продукции низкого сегмента, то в нестоличных регионах наблюдается обратная картина.
- Потребление минеральной и питьевой воды россиянами носит сезонный характер. В структуре потребления наибольшая доля (66%) принадлежит минеральной столовой воде.
/ММЦ “Москва”/
По материалам: Альянс Медиа
2005-12-22
|
|
Поиск по сайту

Поиск по штрих-коду
 
Опрос
Как Вы относитесь к теме "структурированой воды", "живой воды" и "воды с памятью"?
|