спортсменка 15/01/2010
Популярность здорового образа жизни стимулирует рост рынка воды и соков
По оценкам экспертов в 2009 году инвестиции в основной капитал компаний-производителей безалкогольных напитков, минеральной и питьевой воды в России составили 8,30 миллиардов рублей. Такие данные приводятся в исследовании, проведенном аналитиками РосБизнесКонсалтинг под эгидой Ассоциации «Вода-Медицина-Экология».

Российский рынок безалкогольных напитков в 2008 году был самым крупным в Восточной Европе – как по объему, так и по стоимости. При этом потребление безалкогольных напитков на душу населения в России значительно ниже, чем в большинстве восточноевропейских стран: объем покупки на одного потребителя составлял 80 литров, а годовые затраты на приобретение безалкогольных напитков – 1546,4 руб. По оценкам экспертов, рынок находился на подъеме до 2009 года. Однако в текущем году, по данным Союза производителей безалкогольных напитков (СПБН), из-за снижения спроса объем рынка в натуральном выражении сократился на 3,72% – до 595 млн. дал (в 2008 году – 618 млн. дал). Уже в 2010 году, по прогнозам аналитиков, рынок начнет восстанавливаться, и объемы вернутся практически на уровень 2008 года – 614 млн. дал. В целом, до 2013 года аналитики предполагают среднегодовой рост рынка безалкогольных напитков на 3 и 2% в натуральном и стоимостном выражении соответственно. В текущем году ситуация по разным сегментам рынка различна. К числу наиболее благополучных и инвестиционно привлекательных можно отнести сегмент холодного чая и кофе (ежегодный рост 5%), сегмент энергетических напитков, кваса, а также сегмент функциональных напитков и вод.

Сегодня одним из основных факторов, стимулирующих развитие рынка безалкогольных напитков, является тренд здорового образа жизни. С ним связано развитие на рынке сегмента функциональных напитков, а также переориентация части потребителей на более «полезные» минеральные воды и соки.
За период с 2002 по 2008 года производство минеральных и питьевых вод в России возросло более чем в 3 раза. Сегодня данный сегмент занимает самую большую долю рынка (от 40% до 60%) и развивается крайне динамично – на 20-30% ежегодно. Согласно прогнозам РБК, по итогам текущего года вероятно снижение производства минеральной и питьевой воды почти на 5% – до 379,6 млн. дал (в 2008 году – 399,2 млн. дал), однако уже в 2010 году ожидается незначительное восстановление производства.

Что касается сегмента сладкой газировки, в последние три года он демонстрирует довольно сдержанные темпы роста (в среднем на 10-14% в год). В 2008 г. инвестиции в основной капитал предприятий, производящих сладкую газировку, превышали инвестиционные вливания в производство минеральных вод более чем в 3 раза. Пока газировка остается единственной категорией, способной конкурировать с бутилированной водой и соками.

Концентрация рынка безалкогольных газированных напитков достаточно высока – на долю 5 ведущих игроков приходится почти 90%. Большую часть рынка пока что занимает продукция транснациональных корпораций The Coca-Cola Company и PepsiCo Holdings, но российские региональные производители все активнее заявляют о себе. В тройку крупнейших российский происзводителей безалкогольных газированных напитков (без учета кваса) в первом полугодии 2009 года входили компании «ОСТ-Аква» (4%), «Очаково» (2%) и «Лолинга» (2%). По предварительным подсчетам аналитиков РБК, в 2009 году инвестиции в основной капитал компаний-производителей составит 8,30 миллиардов рублей, а в нематериальные активы отрасли безалкогольных напитков, минеральной и питьевой воды – 64,3 миллиона рублей. В настоящее время инвестиционный потенциал отрасли оценивается как довольно высокий, существует возможность для получения высоких дивидендов. В числе проблем, сдерживающих развитие отрасли, эксперты выделили значительные административные барьеры, отсутствие государственных мер поддержки, проблему фальсификата на рынке минеральных вод (доля поддельной продукции достигает 30%).

В ближайшей перспективе для рынка будет характерно развитие низкого ценового сегмента продуктов, перераспределение рыночных ниш между основными игроками и рост сегмента напитков, полезных для здоровья.

Справка АкваЭксперт.Ру: Ассоциация "Вода-Медицина-Экология" создана в 1995 г. и объединяет 135 организаций в России и за рубежом. Среди ее целей - содействие организациям в эффективном улучшении обеспечения населения высококачественной питьевой водой, в т.ч. расфасованной в емкости. Департамент консалтинга – аналитическое подразделение РИА "РосБизнесКонсалтинг", специализирующееся на проведении маркетинговых и структурных исследований российских рынков с 2001 года.

Источник: АкваЭксперт.Ру
Количество просмотров данной страницы: 12592
Постоянный адрес документа: http://www.aquaexpert.ru/analit/2010/01/15/health/

Опубликовано: 2010-01-15:01:11:27