Видео ролики бесплатно онлайн

Смотреть русский видео

Официальный сайт mkad14 24/7/365

Смотреть видео бесплатно



Рынок воды региона 08/06/2006
Обзор рынка минеральной и питьевой воды Республики Башкортостан
Республика Башкортостан обладает громадным, еще не в полной мере используемым коммерческим потенциалом в сфере распространения чистой питьевой воды. Чистой пресной питьевой воды на планете катастрофически не хватает. Башкортостану в этом смысле повезло от природы: растущий у нас спрос на воду не упирается в фатальный потолок ее исчерпанности. Это крайне облегчает маркетинговую логистику в области бизнеса на питьвой и минеральной водах.

Для современного предпринимательского сообщества все еще как-то в новинку рассматривать обыкновенную воду в качестве товара. Почему-то торговец водой воспринимается наподобие "торговца воздухом" и чаще высмеивается, чем принимается всерьёз. Между тем, несмотря на колоссальный потенциал, к рубежу веков республика подошла с серьёзными проблемами в области водопотребления. Наличие воды - это одно, но ведь нужно им ещё и умело воспользоваться. К "миллениуму" качество воды, подаваемой из централизованных систем питьевого водоснабжения, не отвечало требованиям "Питьевая вода" по химическим показателям - в 21 проценте анализируемых проб, по бактериологическим - в 5,9 процента. Это при том, что на территории Башкортостана эксплуатируется 1728 водопроводов, для большинства из которых источниками являются подземные воды, но основными источниками водоснабжения выступают слабо защищенные от загрязнения инфильтрационные воды рек Уфы, Белой, Камы, Демы, Ика, Усени, Урала.

На шести водопроводах с подземными водами использовались воды поверхностных водоемов, в том числе в Уфе, Белорецке, Кумертау, Дюртюлях, Нефтекамске. По данным Центра госсанэпиднадзора, в республике повсеместно отмечалось низкое содержание фтора и йода в питьевой воде.

Во всем мире ежечасно разыгрываются трагедии на зыбкой "почве" питьевой воды. Вот только два недавних примера по Башкортостану (хотя следует помнить, что с такой же последовательностью проблема заявляет о себе повсюду). На строящемся на государственные деньги водозаборе в городе Октябрьском почему-то были использованы трубы с токсичными отложениями внутри. (Однако почти одновременно случилась в России еще большая водяная катастрофа: т.н. "черные" воды попали в речку Медведко, которая впадает в Москву-реку, и случай в Башкортостане был признан проблемой местного значения).

По сообщению Генпрокуратуры РФ, в период с 22 июля по 5 августа 2006 года на территории Бурзянского района 16 человек заболели гепатитом А, из них 13 детей. Основной причиной массового заболевания людей явилась подача воды из системы водоснабжения деревни Гадельгарей, которая не соответствовала гигиеническим требованиям.

Являются ли эти проблемы спецификой республики, России или "смутного времени" экономических реформ? Естественно, нет. В данном случае никаких особых "провалов" в Башкортостане по отношению к другим регионам России и даже к самым развитым странам мира нет. Каждые три секунды на планете умирает один человек, отравившийся питьевой водой. Запасы льдов, подобные гренландскому леднику, рассматриваются в энергетических комиссиях наравне с запасами нефти и газа. А тревогу ООН забила в 1981 году, задолго до начала у нас перестроечных процессов, объявив "десятилетие питьевой воды 1981-91 гг.", ничем, кстати, конструктивным не кончившееся. Мы имеем дело с мировой проблемой, негатив которой накапливался в глобальном масштабе веками.

Например, проблема качества питьевой воды в целом по России - из числа самых острых. По данным Роспотребнадзора РФ, шестая часть всех источников централизованного питьевого водоснабжения не отвечает санитарным правилам и нормам. В стране насчитывается 2175 коммунальных и ведомственных водопроводов, которые получают воду из открытых водоемов, наиболее уязвимых для любого загрязнения. Треть из них не обеспечена полным комплексом очистных сооружений, 466 не имеют обеззараживающих установок.

Аналитика рынка пресной воды

Однако, кто бы там ни был виноват, решать следует нам. И решаем! В Башкортостане действует принятый одним из первых среди субъектов Федерации закон "О питьевой воде" (с 17 марта 1998 года N 147-з). В нем гораздо четче, чем в старом советском аналоге, определены современные проблемы с питьевой водой и ответственность за нарушение санитарно-гигиенических и физиологических норм поставщиками воды, явно и гласно признанной товаром первой необходимости и общего пользования.

В числе республиканских целевых программ действует и программа "Питьевые минеральные воды Республики Башкортостан", принятая 12 января 2002 года. Президентская программа рассчитана на период 2002-2010 гг., а контроль за исполнением программы возложен на Администрацию Президента Республики Башкортостан, что, естественно, увеличивает возможность выгодного социального партнерства для добросовестных предпринимателей, вовлеченных в сферу водооборота.

Президентская программа "Питьевые и минеральные воды Республики Башкортостан" удостоена высокой награды: от имени Российской академии естественных наук М.Г.Рахимову был вручен орден "За пользу Отечеству". Но не только острота проблемы, пристальное внимание, опека и помощь власти влекут бизнес в сферу питьевых и минеральных вод. Бизнес идёт в первую очередь, на запах прибыли. А тут, воистину по Маяковскому - "прибыль славлю, которая есть, но трижды - которая будет!". Все эксперты единодушно предрекают рост спроса и, соответственно, объема продаж, расширение ассортимента на этом сегменте рынка.

Во-первых, чистой питьевой воды на планете все меньше. В 24 райцентрах Башкортостана водопотребление в расчете на одного жителя составляет ниже 70 литров в сутки - вчетверо меньше нормы.

Во-вторых, нарастает вал пропаганды здорового образа жизни, когда человек должен думать, что он пьёт.

В-третьих, растет платежеспособность жителей Башкортостана, а с ней - то, что вчера казалось роскошью, становится сегодня предметом первой необходимости.

В-четвертых, пока ещё, к счастью, стоимость услуг на рынке чистой воды несопоставима с ущербом и проблемами, связанными с его игнорированием. Тут действует правило "сэкономишь копейку - потеряешь жизнь". И многие люди, даже не слишком веря в "страшилки" продавцов бутилированной воды, просто чтобы лишний раз подстраховаться, жертвуют на чистую воду "чисто символическую" для них сумму.

Бизнес активно реагирует на запросы голосующего рублем потребителя. Например, мы писали о проблемах с йодом и фтором в трубопроводной воде Башкортостана - бизнес оперативно осуществил выпуск питьевой воды "Главный элемент", который идет с добавлением йода, калия, магния, фтора и кальция. Эта вода имеет уже золотой диплом и российский сертификат качества.

Рынок питьевой воды развивается среди отраслей наиболее бурными темпами. Он сочетает в себе природную ренту - минеральные дары недр Башкортостана - с возможностями проникновения для малого бизнеса, немыслимыми, скажем, в (тоже, кстати, минеральных) отраслях нефтяной или тем более газовой отрасли. В этом его маркетинговая привлекательность для тех бизнесменов, которые смотрят вперед и работают на перспективу.

В 2002 году бутилирование минеральной воды в республике осуществляли только 19 предприятий, которые производили тогда около 112 тысяч литров воды в сутки при максимально возможной мощности около 150 тысяч литров в сутки, или использовали 74,7 процента имеющихся мощностей. Через розничную сеть реализовывалось тогда лишь 0,014 процента потребляемой питьевой и минеральной воды.

Сегодня в республике насчитывается уже почти 60 производителей питьевых и минеральных вод, и число их продолжает расти. Ведь это пока еще новая отрасль пищевой промышленности Башкортостана. Бизнес уверенно осваивает новые виды продукции, внедряет современные методы обработки воды, стал больше производить напитков, обогащенных витаминами и минералами.

К 2007 году свыше 70 процентов сегмента рынка питьевой и минеральной вод в республике сумел захватить именно местный бизнес. Наши "водники" успешно конкурируют с предприятиями других регионов. Радует то, что башкирскую воду можно увидеть на прилавках соседних регионов. Питьевая вода "Кристальная", например, занимает 70 процентов в общем объеме производства компании "Чистая вода "Кристальная". Каждый месяц жители Уфы покупают не менее 50 тысяч бутылей объемом 18,9 литра. "Красноусольская" минеральная вода выпускается объемом более 12 миллионов декалитров в год и распространяется в Оренбургской, Челябинской областях, Татарстане и Пермском крае. А минеральная вода "Илишевская роса" стала победительницей конкурса, который проходил в Москве в рамках VI российской агропромышленной выставки "Золотая осень".

Борьба за потребителя в общем и целом складывается в пользу бизнес-сообщества Башкортостана. Устранение с советских времен "раскрученной" "Боржоми" с прилавков открывает новые сегменты продаж - главное, не упустить момент. Но не только "Боржоми" пришлось потесниться. Если в начале 2000-х годов минеральная вода из Татарстана "Мензелинская" занимала свыше четверти в объемах продаж у нас в республике, то теперь эти показатели существенно сократились. Покупатели отдают предпочтение местным минеральным водам, которые не только качественнее, но и, что немаловажно, существенно дешевле.

Бизнес неистощим на маркетинговую выдумку, он, чувствуя реальный платежеспособный интерес, выдвигает все новые и новые виды товаров, расширяет ассортимент. Удачной маркетинговой инновацией в Башкортостане является, например, питьевая вода "Премьер" для детей", водой высокой очистки для детей, в том числе новорожденных. Кстати, аналогов последней (по сообщению ИА "Альянс Медиа") в республике еще нет.

Те 40 видов питьевых и минеральных вод с газом, без газа, лечебно-столовых, фруктовых напитков, которые сегодня бизнес Башкортостана выставляет на продажу, явно не исчерпывают всего богатства спроса, как текущего, так, в особенности, и будущего. Собственно, речь идет не о рынке, а о многих рынках, где креативное предложение способно вызвать особый спрос покупателей. К числу логистических факторов, подстегивающих спрос, можно отнести фактор новизны продукта или бренда, оригинальную упаковку, новую пропорцию обогащения воды витаминами и минералами в сегментах рынка, охватывающих негазированные питьевую и лечебно-столовую воды, газированные питьевую и лечебно-столовую воды, сегмент напитков фруктовых и газированных.

Бальнеологические качества башкирских вод

Воды Башкортостана с точки зрения бальнеологической (т.е. пользы для здоровья), по мнению ряда специалистов, достаточно сильно недооценены. С советских времен сложилось определенное стереотипное видение престижных поставщиков минеральной воды - это владельцы источников Кавказа и всегда боготворимая нами "заграница". В последнем случае наблюдаются явные нонсенсы: так, розничная цена 0,5-литровой минеральной воды "Перно" в четыре раза выше не только башкирских, но и кавказских ("Нарзан"!) аналогов, хотя ее бальнеологические свойства весьма заурядны. Потребители "Перно" явно не изучают с лупой компоненты на этикетке, а просто подчеркивают свой высокий социальный статус. Аналогичная картина складывается с водами "представительского класса" из Европы, хотя это не более чем успешно построенная маркетинговая логистика сбытчиков, тонко и психологично взявших богатого покупателя на "слабо".

С точки зрения органолептических свойств (т.е. цвета, запаха, вида, вкуса) минеральные воды Башкортостана имеют даже явное преимущество перед общепризнанными кавказскими. Например, целому ряду скважин "Ессентуков" присущи мутноватость, терпкий привкус и запах сероводородов, что, естественно, "на любителя". Однако помимо честного и адекватного сравнения потребительских качеств реализуемых вод с разных источников сказываются и такие чисто маркетинговые "заморочки", как наличие богатой, обросшей легендами истории реализации воды, объемы производимой продукции, освоенность мирового рынка, цена (в случае с минеральной водой низкая цена не всегда плюс, часто она оказывается даже маркетинговым минусом - в зависимости от предпочтений целевой аудитории), упаковка, установленные сроки годности и др. В рамках президентской программы многое делается для превращения вод Башкортостана в национальный бренд, который прогремит на всю Россию подобно башкирскому меду.

Благодаря, в том числе, и принятым мерам (по сообщению СМИ), в 2006 году эксперты со всей России высоко оценили рынок питьевой и минеральной воды Башкортостана. Наравне с известными компаниями, такими как "Чистая вода "Кристальная", "Красный ключ", завод по добыче и розливу минеральных вод Башкортостана "Красноусольский", Белебеевский СВК - филиал ОАО "Башспирт", на рынок вполне динамично вливаются и новички. К примеру, ООО "Альфа-групп" стало обладателем Золотого диплома за питьевую воду первой категории "Аква люкс".

Золотыми дипломами удалось обзавестись следующим питьевым водам: "Кристальная", обогащенная кислородом (ООО "Компания "Чистая вода "Кристальная"), "Кургазак" (санаторий "Янган-Тау"), "Илишевская роса" (ОАО "Илешмолоко"), минеральным водам "Красноусольская" (ООО "Живая вода"), "Белебеевская-2" (Белебеевский СВК), газированной лечебно-столовой воде "Шихан-2" (Комбинат пиво-безалкогольных напитков "Шихан"), сладкой фруктовой воде Уфимского ВВЗ "Иремель". Простых дипломов удостоились питьевые воды "Золотой родник" (ООО "Басу"), "Казанчинская" (Башмелиоводхоз), "Караидель" (Караидельское райпо), "Юматовская" (ОАО "Нурлы") и безалкогольные фруктовые воды Белебеевского СВК и др.

Совершенно очевидно, что рынок воды всех видов (от минеральной до технической) будет в ближайшие годы в состоянии подъема, потянув за собой прибыльность и смежных рынков - рынка сопутствующих товаров, тары, рекламы и др.


Автор: А.Филиппов зав.отделом макроэкономической экспертизы
Источник: ИД «НЭГ»
Количество просмотров данной страницы: 9697
Постоянный адрес документа: http://www.aquaexpert.ru/analit/2006/06/08/market_bashkiriya/

Опубликовано: 2006-06-08:17:48:40


В хорошем качестве hd видео

Смотреть видео hd онлайн